Profi-Satellite
Пользовательского поиска
1
Главная
О Нас
FTA-Каналы
Статьи
Форум
Оплата Спутникового Интернет и ТВ
Sat-Журналы
Sat-Софт
Фотогалерея
Полезные ссылки






2




Что такое HDTV?

Для любого телевизора четкость картинки всегда была одним из главных показателей качества изображения. Согласитесь, вы никогда не купите в магазине телевизор, который показывает мутную или нечеткую картинку. Именно для увеличения четкости изображения производители телевизоров изобретают каждый день все новые и новые технологии обработки сигнала, вводят в телевизоры все более мощные графические процессоры. Именно четкость сегодня главная забота телевизоростроителей. Почему? Потому что телевизоры в последние годы становятся все больше и больше, а с увеличением размеров экранов появляется проблема «разлета элементов изображения». То, что на маленьком телевизоре вам кажется очень резким, на большом экране становится просто набором точек. Похожую картину можно наблюдать, когда смотришь на типографскую фотографию через увеличительное стекло. Когда глядишь на расстоянии вытянутой руки, все очень красиво, но стоит рассмотреть поближе – и все оказывается набором цветных точек. И, совершенствуя новые большие панельные телевизоры и увеличивая их размеры, производители поняли, что следующим и вполне логичным шагом увеличения резкости телевизоров станет внедрение нового формата телевещания – телевидение высокой четкости, в котором используется большее количество элементов изображения.

Телевидение высокой четкости, или в английской аббревиатуре HDTV (High Definition Television), позволяет смотреть кино и телепередачи с более высоким качеством изображения. Телевизионная экскурсия по залам музеев или телепутешествие "сидя на диване" станут почти настоящими. Кино, показанное с высокой четкостью, полностью погрузит вас в мир фильма. Прорисовка мельчайших деталей важна также и для демонстрации спортивных мероприятий, где высокая четкость картинки позволяет увидеть спортивным болельщикам те важные мелочи, которых просто не разглядишь на обычном ТВ.

Что же дает телевидению высокой четкости такую правдоподобность? Во-первых, увеличение числа элементов самого изображения. Если говорить относительными цифрами, то в картинке высокой четкости количество точек, из которых состоит изображение, в зависимости от стандарта HDTV в 4 или в 5 раз превышает обычное ТВ. Во-вторых, исчезает такой фактор обычного телевидения как черестрочность. Что это? В простом телевизоре картинку для большей четкости нам за долю секунды показывают дважды – это называется чересстрочной разверткой. Когда-то на заре рождения инженеры пошли на это, чтобы не перегружать эфирный сигнал. Сегодня же цифровая передача данных по спутниковому или вещательному эфиру способна доставить до вашего телевизионного аппарата очень много информации, а потому появилась возможность кадры не повторять, а показывать один за другим – эта технология называется прогрессивной разверткой. Она также резко улучшает изображение.

HDTV в цифрах

Приведем немного справочной информации по HDTV-параметрам. Формально под категорию HDTV в соответствии со стандартами подпадают такие форматы видео:.
Обозначение формата Разрешение по вертикали Разрешение по горизонтали Соотношение сторон Тип развертки Частота кадров
1080 p 1080 1920 16:9 Прогрессивная 24
1080 p 1080 1920 16:9 Прогрессивная 30
1080 i 1080 1920 16:9 Чересстрочная 30
720 p 720 1280 16:9 Прогрессивная 24
720 p 720 1280 16:9 Прогрессивная 30
720 p 720 1280 16:9 Прогрессивная 60

Жирным шрифтом в таблице выделены наиболее часто используемые форматы HD. На самом деле существует целый ряд SMPTE-стандартов по HD и разновидностей HD-форматов придумано довольно много, поэтому все их приводить нет смысла. (SMPTE – The Society of Motion Picture and Television Engineers (Общество Инженеров Кино и Телевидения) – организация, основанная в 1916 году, занимается разработкой и согласованием стандартов для кино- теле-индустрии.) ТВ-стандарты обычно обозначаются для удобства дробью, в числителе которой указывается разрешение по вертикали, в знаменателе – частота кадров (причем для чересстрочной развертки – частота смены полей) и тип развертки, где «p» указывается для прогрессивной и «i» – для чересстрочной развертки. Например, 1080/60i означает видео с разрешением 1920х1080 с частотой 30 кадров в секунду и чересстрочной разверткой.

В реальном телевещании сейчас применяется как формат 1080i, так и 720p. Как это ни странно, несмотря на вроде бы заметно большие цифры разрешения, формат 1080i дает практически такое же разрешение по вертикали, как и в 720p. В 720p по вертикали реально 720 линий, а в 1080i по вертикали на самом деле линий меньше, поскольку 1080i-картинка – чересстрочная и, в соответствии с так называемым Kell-фактором, разрешение составляет 70% от 1080, т. е. около 750 линий. Поэтому Европа (точнее Европейский Союз Вещателей, EBC) в качестве основного стандарта рекомендует именно 720p. Понятно, что самая лучшая картинка будет в формате 1080p, но этот формат требует намного более широких каналов и более дорогостоящих устройств отображения.

HDTV – история формата

Идея телевидения с более высоким количеством строк по экрану родилась уже очень давно. С середины 60-х годов теперь уже прошлого, ХХ столетия. Разработка нового телевизионного стандарта высокой четкости велась больше по законам войны, в основе которой лежали и технологические, и политические, и экономические причины, хотя, вероятно, не в меньшей степени - и амбиции стран. В войне участвовали все технологические сверхдержавы – США, СССР, Япония и европейцы, выступавшие тогда консорциумом. Неясно, кто же первым начал разрабатывать стандарт высокой четкости, однако с начала 60-х годов этой проблемой все вышеперечисленные страны начали заниматься практически одновременно.

СССР – Россия

Сделавший очень многое для развития телевидения как нового вида электронного СМИ и создавший в свое время телевизионный стандарт в 625 строк (что для тех лет было само по себе ТВЧ, так как в США вещали всего в 343 строки), Советский Союз разработал два стандарта четкого ТВ – чересстрочные 1525 и 1250. Руководство страны, по всей видимости, считало, что если стандарт 625i, разработанный в СССР, Европа когда-то приняла для себя, то примет и технологически родственный ему стандарт ТВЧ 1250i. Для этого было немало предпосылок, и, собственно, почти так и произошло. Целиком и полностью подготовленный с научной и технологической точки зрения формат был готов к запуску, но сломалась экономика Советского Союза, и тут было не до ТВЧ, а так и не вышедший из стен лабораторий советский стандарт дал толчок развитию первой волны HDTV в Европе.

Европа – Евросоюз

Европа с ТВЧ-вещанием стартовала просто поразительно. Европейцы, взяв за основу стандарт 1250i, предложили за технологическую основу стандарт уже работавшего на тот момент спутникового телевидения МАС и построили на его основе систему HD-MAC. Проект назвали «Эврика-95», а ядром разработчиков системы выступили Philips, Thomson и Bosh. Кроме них, в проекте участвовали Nokia, Grundig и целый ряд научно-исследовательских и учебных институтов – всего 12 исследовательских групп. Проект обошелся в приличную сумму, за 5 лет работы было потрачено более 350 миллионов долларов. Результат получился просто впечатляющим. В 1988 году в Европе пошли первые опытные передачи в HD-MAC через спутник TDE-2, а еще через 2 года Европа и западные районы СССР имели возможность смотреть чемпионат мира по футболу с невероятным для тех времен качеством. Впрочем, эффектный технологический старт не дал коммерческого успеха европейскому HDTV.

Япония

Японская вещательная компания NHK в 1964 году начала разработку подобного стандарта и устройств под него. А к началу 80-х NHK предложила миру готовый стандарт HDTV. За 12 лет интенсивных разработок была создана полная линейка HDTV-аппаратуры: телекамера, видеомагнитофон и цветной монитор с диагональю экрана 80 см. Формат имел 1125 строк, 60 чересстрочных кадров в секунду и формат изображения 16:9. В проекте приняли участие Sony, Toshiba и NEC. Тогда же ими была разработана и вещательная спутниковая система MUSE с сигналом в диапазоне 11,7 – 12,5 ГГц. Трансляции NHK начались в 1985 году и, несмотря на просто гигантскую стоимость HDTV-телевизора тех лет (почти $10 тыс.), к 1990 году в японских домах стояло около 150 тысяч таких аппаратов. Действие той системы закончилось лишь в самом конце 90-х годов, когда на смену MUSE пришел более дешевый в эксплуатации американский формат HDTV 1080p. Такое расточительство могли себе позволить только "помешанные" на хай-теке японцы, и коммерческий успех проекта был весьма и весьма относительным

США

В Соединенных Штатах за 18 лет поисков и метаний пришли к тому стандарту HDTV, который Федеральная комиссия по связи (FCC) определила как ATSC. Стандарт совместим с 18 форматами ТВ, причем только 6 из них относятся к HDTV. Все форматы, входящие в ATSC, изначально совместимы с аналоговыми телеприемниками, предотвращая, таким образом, потерю аудитории, смотрящей TV по старинке.Конец 90-х годов ознаменовался концом всех промежуточных форматов высокочеткого вещания, все технологические, финансовые и интеллектуальные ресурсы были сосредоточены на более перспективной технологии MPEG2, что в свою очередь подтолкнуло разработчиков к созданию систем HDTV-вещания второго поколения. Того HDTV, о котором мы говорим.

 




Copyright © 2008-2009, Profi-Satellite.narod.ru.Все права защищены
Перепечатка и копирование информации с обязательным размещением ссылки на сайт.

HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


Сайт создан в системе uCoz